Главное меню
Модельный ряд
Поиск по сайту
Панель управления
Опрос
Скоро на проекте
Наши сервисы
Путь: Главная История История 3 серии

 

История 3 серии


 
   Третья серия всегда наиболее точно отражала дух BMW. Ее концепция создавалась во времена, далекие от маркетологов с их субкомпактными дизельными однообъемниками. Автомобиль, задумывавшийся исключительно как купе, стал самой популярной и доступной моделью.

   Первое поколение «трешки» (E21) в июле 1975 года пришло на смену купе в кузове E10. Машина должна была стать самой доступной в семействе BMW. Кузов был стилистически законченным и хорошо смотрелся на литых дисках, предлагавшихся по заказу. Первыми моделями стали 316, 318, 320 и 320i с двигателем M10. Более дорогие версии (начиная с 320) обладали сдвоенными фарами. Машины отличались полностью независимой подвеской – передняя типа МакФерсон, задняя – с косыми рычагами (на Ford Mustang до сих пор задняя зависимая), неплохой по европейским меркам мощностью и простотой конструкции. Никакой роскоши вроде усилителя рулевого управления в стандарте не было. Салон автомобиля был довольно тесным, приборная панель развернута на водителя. Задние тормоза устанавливались барабанные, зато передние были дисковыми с охлаждением. Коробка – 4-ступенчатая «механика», со временем появились автоматическая трансмиссия и 5-ступенчатая механическая. Так же существовала спортивная КПП со сближенными передаточными числами.

 

 

   В 1977-ом появился новый 6-цилиндровый мотор M60 baby-six (не путать с V8 начала 90-ых) – им оснастили модель 320/6. Появились 5-ступенчатая КПП и «автомат», привод распредвала стал ременным, а передние тормоза потеряли охлаждение. 3000 машинокомплектов новой модели ушло на экспорт в Малазию, Тайланд и Уругвай. Через год появилась топовая 323i с задними дисковыми тормозами. Для 320i и 323i был доступен спорт-пакет, в который входили задний стабилизатор, спортивные сиденья Recaro, передний спойлер и литье BBS. 320i в таком исполнении называлась 320iS. В 1979 году модель 318 сменили на 318i, а еще через год обновили 316.

   За год до окончания производства представили самую дешевую «трешку». Модель 315 отличалась очень слабой версией двигателя M10 и скудной комплектацией. Кроме купе также существовала модификация Topcabriolet. Она производилась c 1978 года фирмой Baur, а продавалась через дилерскую сеть BMW. Автомобиль не являлся обычным кабриолетом, так как у него присутствовали центральные стойки. Для желающих была также доступна переделка уже имеющихся купе.

   В конце 1982 года увидело свет второе поколение «трешки», кузов E30. Дизайн сильно изменился: BMW отказалась от отрицательного наклона решетки радиатора, что вызвало немало споров. Техническая часть осталась прежней, изменения коснулись в основном подвески. Первым двигателем стал все тот же M10, устанавливающийся на модели 316 и 318i. Примерно через год появились 320i, 323i, 325e с новой «шестеркой» M20. Как следует из индекса модели 325е, она имела тот же экономичный двигатель, что и 525e. Этот автомобиль в стандарте оснащался ABS. В этом же году появился седан, что сильно подняло уровень продаж.

   С 1983 года фирмой Baur выпускался особый кабриолет, аналогичный тому, что производился в кузове E21. Он оснащался любым двигателем, кроме дизеля и S14. Эта модель стала более успешной, чем ее предыдущая реинкарнация, хотя была доступна только в двухдверной модификации. В 1985 появилась топовая 325i, а также ее полноприводная модификация 325iX с трансмиссией от аналогичной «пятерки» E34. Эти автомобили выпускались в основном в кузове купе и оснащались дисковыми тормозами. Примерно в это же время выпустили первый дизель 324d.

 

 

   На Франкфуртском автосалоне того же года представили первый кабриолет на базе модели 325i и первую M3, которые пошли в производство уже в следующем году. M3 стала омологационной версией гоночной машины группы A. Внешне автомобиль отличался обвесом и расширенными колесными арками, в салоне присутствовала символика отделения Motorsport. Позднее было выпущено несколько ограниченных серий M3 со специальным оформлением, названных в честь гонщиков, выступавших на них. Через некоторое время появилась открытая версия 320i. Существовала также спортивная версия 325iS. Она отличалась экстерьером и подвеской. Эту модель можно считать попыткой создать 6-цилиндровую «почти M3». Следующий дизель 342td представили в 1987-ом. В том же году произошел рестайлинг внешности: вместо хромированных бамперов стали ставить черные (а потом и окрашенные в цвет кузова), изменилась задняя оптика. Тогда же двигатель 320i прошел модернизацию, и на всех моделях появился нейтрализатор.

   А в ЮАР даже выпускалась редкая версия 333i – единственный случай, когда 3-ая серия удостоилась двигателя от высших серий BMW. В 1988 году увидела свет особая версия M3 Evolution. От обычной М-ки он отличалась более развитым обвесом и увеличенным антикрылом. Выпустили только 505 экземпляров, необходимых для омологации. Появился M3 Cabrio. Он был показан еще 3 года назад вместе в купе, однако тогда он был полноприводным. В том же 1988-ом представили кузов touring. Его не предлагали для 324d и M3. Через год выпустили 318iS с особой особой версией мотора M40 – M42. Автомобиль продавался только в кузове купе и отличался передним спойлером и дисковыми тормозами. Существовала специальная версия для США. Годом раньше выпустили 320iS для итальянского рынка, предлагался также седан с тем же двигателем.

   В 1990-ом выпустили еще одну особую версию M3 Sport Evolution. Двигатель имел увеличенные рабочий объем и мощность. Также существовала версия Evolution II. Всё 3 «эволюции» были произведены очень маленьким тиражом в целях омологации и принадлежали скрытому ассортименту – в прайс-листах дилеров их не было. Внешне особые версии отличались более развитым аэродинамическим оперением и регулируемым по углу наклона антикрылом, а у Sport Evolution регулировке поддавался также передний спойлер.

 

 

   Следующее поколение 3-ей серии под названием E36 появилось в 1990 году. Кузов автомобиля был ориентирован на аэродинамику – коэффициент C составлял 0,29. Машина стала тяжелее на 200 кг из-за требований безопасности, поэтому разгон у моделей со старыми двигателями оказался хуже, а вот максимальная скорость, наоборот, увеличилась благодаря существенно улучшенной обтекаемости. Если E30 символизировала стиль BMW 80-х, то E36 стала переходом от круглых фар и наклонных «ноздрей» к более плавным очертаниям. Передок этого кузова даже назвали «автомобильным лицом 90-х годов».

   Первенцем поколения стала 318i, через полгода появился ее более слабый вариант 316i, причем обе модели оснащались старыми двигателями M40. В этот промежуток времени были выпущены 320i и 325i с новой «шестеркой» M50. Все 4 модели поначалу были доступны только как седаны, и из этого можно сделать вывод, что аудитория потенциальных покупателей расширилась. Позднее двигатель M40 модифицировали, отчего он стал обозначаться M43, хотя мощность практически не изменилась. Также существовала форсированная версия 318iS с мотором M42, а позднее – M44. В октябре 1991 года появился первый дизель в 36-ом кузове – 325td. На Детройтском автосалоне в январе 1992 были показаны кузов купе на базе моделей 320i и 325i, а также новая M3. Однако производство М-ки началось только к концу года. Крыша купе была на 13 см короче, чем у седана, а капот – на 8 см длиннее. Такой кузов предлагался для всех моделей, кроме 318i и дизельных версий.

 

 

   Через 3 месяца после начала продаж M3 на Женевском автосалоне был показан кузов кабриолет. Он комплектовался всеми двигателями, кроме дизелей. 318iS cabrio продавался только в США. В 1993 году с конвейера сошел 325tds. По сути это была та же 325td, но оснащенная интеркулером для охлаждения воздуха. В 1994-ом появились сразу 4 новые модели: хэтчбэк compact с укороченной базой, четырехдверный полуоткрытый кабриолет Baur Topcabriolet, M3 cabrio, M3 sedan. Последнюю модификацию BMW выпустила из-за того, что множество тюнинговых фирм дорабатывали обычные седаны до уровня M3. Изделия фирмы Baur, как и раньше, предлагались c любым двигателем, кроме S50, и продавались дилерами BMW.    Через год модели 323i и 328i заменили 325-ую (соответственно мотор M52 пришел на смену M50). Дело в том, что старая 325-ая имела большую мощность, чем новая 323-яя при том же объеме. Это объясняется тем, что M52 выполнен из алюминия, а M50 – чугунный, поэтому руководство BMW решило понизить индекс модели. В том же году появился кузов touring. Его предлагали для моделей 318i, 320i, 328i, 318 tds, а в конце года – и для 323i и 325tds. Появилась экономичная 316g, работающая как на бензине, так и на газе. Главным событием этого года стало обновление M3, двигатель теперь развивал 321л.с., т.е. удельная мощность превышала 100 л.с. на литр рабочего объема, и это было достижение. Многие считают этот автомобиль лучшим за всю историю серии. Рестайлинг модели произошел в 1997-ом. Антипробуксовочная система стала стандартом для всех моделей, кроме дизельных и младших четырехцилиндровых. Немного изменилась внешность машины. Для M3 опционально предлагалась новая коробка SMG (Sequential M Gearbox) без сцепления с возможностью как ручного, так и автоматического переключения передач.

 

 

   В мае 1998 общественности представили новое поколение – E46. Пропорции автомобиля не сильно изменились, только багажник стал короче, а вот детали кузова стали более современными и динамичными. Автомобиль получил более вместительный салон, а сам кузов потяжелел всего на 50 кг. Первым показали седан. Модели 320i, 323i, 328i сохранили двигатели прошлого поколения, изменился лишь механизм газораспределения. Для 318i приготовили новую 8-клапанную «четверку» M43TU, а для 320d – новый 16-клапанный дизель M47. Интересно, что благодаря более прогрессивной конструкции (в частности 2 распредвала) дизель оказался мощнее. Среди технических новинок стоит отметить 5-ступенчатый «автомат» с возможностью ручного переключения передач и 3-е поколение системы динамической стабилизации DSC.

   Через год появился дефорсированный вариант M43 мощностью 105 л.с., он ставился на модель 316i. Через некоторое время появился новый большой дизель M57. Главными событиями года стали презентации новых купе и универсалов touring. Как и раньше, купе и седан имели разные габариты (седан на 17 мм короче, на 18 мм уже и на 46 мм выше). Универсал стал на 315 литров вместительнее предыдущей версии (объем багажника 1345 и 1030 литров соответственно, со сложенным задним рядом сидений). В 2000 году представили кабриолет. Задняя его часть отличалась по геометрии от купе. Но главной сенсацией этого года стала новая M3. Комплектации всех моделей были разделены на комфортные и спортивные: Comfort и особо роскошная Top Comfoft или M sport, отличающаяся спортивными сидениями и более жесткой подвеской. Были и другие, более дешевые версии. Еще через год появился хэтчбэк compact, а также 2 новых двигателя. По этой причине обновилась модель 320i, а 325i заменила 323i. Обновили уже выпускающиеся 318i и дизельные 320d, 330d. Также появилась M3 cabrio.

 

 

   В 2003 году показали облегченную версию M3 CLS. Она на 17 л.с. мощнее обычной М-ки. Для гонок была разработана специальная версия M3 GTR с V8. А ее гражданская модификация мощностью 350 л.с. (гоночная набирала 460 л.с.) была выпущена в 2000 году в количестве всего 10 автомобилей. В 2005 году дебютировало новое поколение седанов третьей серии – кузов E90. Поклонники баварской марки могли выбирать между моделями 320i, 325i, 330i с рядными «четверками» и «шестерками», и дизельной 320d. Через год двигатель N52 обновили, появилась форсированная версия 320i – 320Si. Через некоторое время модельный ряд пополнился кузовом Touring. Для него предлагаются только 4 мотора: бензиновые или дизельные «четверки» или «шестерки». Старшие модели по заказу оснащаются полным приводом. Купе (кузов E92) представили через год после премьеры E90. Передняя оптика отличается от седанов и универсалов (возможно потому, что ранее планировалось выделить купе и кабриолеты в отдельную 4-ую серию). Ещё через год представляют кузов кабриолет (E93) и новую M3.

   Впервые M3 оснащается двигателем V8 мощностью свыше 420 л.с. Впрочем, до этого некоторые тюнинг-ателье ставили на 3-ю серию не только V8, но и V12, однако по цене эти машины соответствовали автомобилям более высоких классов, чем 3-ая серия. Фактически этот двигатель является урезанной версией V10 от M5. Немцы планируют продавать новый M3 по 100 000 экземпляров в год. Это вполне реально при объявленной начальной цене в 71 900 $. Некоторые автомобили продаются со специальными спорт-пакетами, которые существенно меняют облик автомобиля. В них также входят более жесткая подвеска и салон в спортивном стиле.

   Хотя «трешке» до сих пор по маркетинговым соображениям не положены двигатели V8, она считается наиболее спортивным автомобилем своего класса. M3 благодаря смене типа двигателя превратилась в «народный» суперкар. Некоторые центральномоторные купе стоимостью в 2-3 раза больше имеют аналогичную мощность. «Трешка» всегда являлась основой модельного ряда BMW и остается ей по сей день.